Невротический путь развития. Гедоническая беговая дорожка. Синдром выгорания.

«Единственное, что важно знать, —

это как правильно использовать свои неврозы.»

А. Адамов

 

Постоянное развитие – основа успешной человеческой жизни. В наше время эта мысль транслируется буквально повсеместно. Если ты стоишь на месте, то упускаешь возможности и шансы, и уже с трудом сможешь стать победителем в этой, по сути, бессмысленной и бесконечной гонке. Такая ситуация, где нужно постоянно куда-то спешить и чего-то добиваться, часто становится причиной непрекращающихся стрессов. Именно поэтому психологическая статистика среди молодых и взрослых людей наблюдает увеличение числа депрессий, неврозов и прочих психических расстройств.

Именно о неврозах хочется поговорить особенно подробно. Эта проблема – бич современного общества. Психологи всего мира активно работают над этой темой, пытаясь разобраться в причинах появления, развития и способов избавления от неврозов. 

Одним из известнейших психологов, изучавших данный вопрос, считают Карен Хорни. Она знаменитый американский психолог и яркий представитель направления «неофрейдизм». Ее идеи были воспитаны в школе Зигмунда Фрейда, но позже она отошла от традиционного формата психоанализа.  Причиной тому стало её желание разобраться в культурном и моральном давлении общества на личность и влиянии на развитие невротического поведения. Она учитывала разницу в ожиданиях и нормах у каждого отдельного человека, отойдя от истоков главной фрейдистской идеи «либидного конфликта».

Своей самой главной и наиболее зрелой работой К. Хорни считала «Невроз и личностный рост: Борьба за самореализацию», написанную в 1950 году. В ней психолог развивала концепцию неврозов в противовес здоровому росту и развитию гармоничной личности.

 

Что такое невроз и «невротический процесс»?

Карен Хорни в своих трудах описывала невротический процесс, как особую форму развития человека, которая особенно неудачна из-за напрасной траты имеющейся созидательной энергии. В этом процессе человек отстраняется от внутреннего «Я», избегая того самого ядра собственной личности. Такое отчуждение появляется из-за излишней траты внутренней энергии, направленной на попытки соответствовать жестким правилам системы внутренних ожиданий, которые прививаются каждому еще в раннем возрасте. Огромное количество ресурсов человек может потратить в попытках играть роли и носить маски, изображая самых разных людей, которых, по его мнению, ожидают от него окружающие.

Подобные ситуации, кроме высасывания всех сил, еще и губят на корню то самое, истинное, «Я» человека. Люди, не жалея никаких ресурсов, пытаются сохранить лживый, идеализированный образ самих себя. Это идеальное «Я» Хорни, считала универсальным невротическим решением, которое подойдет как для каждого отдельного конфликта, так и для удовлетворения всех внутренних потребностей, возникающих у человека.

Неврозы развиваются в виде способа управления трудными эмоциями на протяжении всей жизни человека, являясь крайне изменчивым явлением.  Этот процесс, движимый силой инерции, способен безжалостно захватывать всё больше сторон личности.

 

Как развивается невроз?

Карен Хорни утверждала, что развитие неврозов начинается еще в детстве. Всё будет зависеть от окружающей среды, в которой существует ребенок. Так, наличие неврозов у взрослых членов семьи, которые осуществляют процесс воспитания, непременно отразится на самих детях. Родители, сами того не понимая, могут проецировать свои неврозы на ребенка.  Ситуации могут быть абсолютно разноплановыми. Например, поглощённые своими личными принципами и убеждениями родители могут не заметить зарождение в ребенке индивидуальности и своими действиями погасить её. Взрослые могут быть слишком суровыми и требовательными, чересчур властными, или же невнимательными и безразличными, лживыми и лицемерными – всё из-за собственного невротического восприятия мира, которое настолько глубоко внедрилось в их жизнь, что они этого даже не осознают.

Жизнь в таком окружении сказывается на воспитании и взрослении детей, приводя к ситуации, которую Хорни называла базовой тревогой, вызывающей сильное чувство незащищенности, неуверенности в себе, своих возможностях. Такие люди в будущем обречены сомневаться в свих силах, чувствовать себя некомфортно при формировании отношений, воспринимать мир, как враждебную территорию, при этом ощущая изолированность и беспомощность.

В итоге ребенок оказывается лицом к лицу со страхом и тревогой, и должен создать какой-то механизм, позволяющий справляться с негативом и существовать в этом опасном мире. Выглядеть механизм может по-разному. Кто-то становится мягким и податливым, проявляя защиту через уступчивость, улыбчивость, показной позитив. Кто-то специально идёт против сложившихся правил и установок, используя агрессивность, замкнутость и отчужденность. Вариантов может быть масса.

Отдельная часть невротических убеждений связана со сложившимися социальными системами.  Сама природа издревле влияла на это. Существуя в конкурентном сообществе, где каждый был сам за себя, у всех живых существ развивалась жизненная важная потребность быть выше всех, стать сильнее других. Человек, который ощущает себя хуже, чем другие, приходит к необходимости стать лучше остальных.

Представьте себе пирамиду успеха, взобраться на которую можно, постепенно продвигаясь к славе, карьере, богатству и прочим элементам успешной жизни. Вся суть заключается в том, что на нее забирается ваш невротический характер. Именно поэтому многим не хватает ощущения удовлетворения, сладкого чувства победы. Она осуществилась не как успех истинного «Я», а как победа той самой роли, маски – невротической версии «Я».

 

Поиск славы

Концентрация всей энергии для того, чтобы стать идеальным «Я», жажда получить одобрение и похвалу — всё это К. Хорни называла поиском славы. Ощущая себя тем самым идеализированным «Я», человек старается обрести внешнее тому подтверждение.

Данное смещение фокуса может являться главным принципом невротического процесса, заметить который бывает очень нелегко. Так как процесс происходит глубоко внутри, у него нет ярко видимых и бросающихся в глаза внешних признаков.

У поиска славы есть две основных характеристики, описывающие его.

1.Компульсивная природа.

В попытках обрести славу, люди действуют под предлогом того, что они должны это сделать во избежание возможных опасностей. Процесс может быть бессознательным, и вовсе не тем, чего человек бы желал по собственной воле. Весь негативный результат и опасности могут заключаться в желании избежать тревоги, беспокойства по поводу оценок окружающих, которые увидят неидеальное настоящее «Я». Навязчивое стремление к совершенству заставляет человека пренебрегать самим собой и реальной жизнью. Чем страшнее будущая опасность, тем интенсивнее становятся навязчивые мысли. Вспомните моменты из жизни – когда какая-то ситуация воспринимается нами, как более важная и тревожная, мы активнее на нее реагируем, и готовы пренебречь другими вещами.

  1. Воображение.

Воображение является мощным инструментом на пути в поиске славы. Благодаря ему люди способны представлять, что они хотят получить, каких вершин достичь. Возможность создания этого мысленного образа способствует развитию у человека такого поведения, которое оформит этот образ и в реальности.

Воображение вовсе не обязательно играет сугубо отрицательную роль. Оно важно для всех, занимая значительно место при фантазировании о радостных ситуациях. Но оно очень легко поддается влиянию и искажению со стороны неврозов и идеализированного «Я». Воображение может следовать за импульсами ложного «Я», ограничивая реальность настоящего Я.

Карен Хорни, разбирая ситуацию с воображением, проводила параллель между его влиянием и миражами в пустыне. Так, уставший путник, мучаясь от жажды, вдруг видит мираж. Прилагая все силы, пусть даже последние, человек стремится к нему. Мираж манит его, обещая прохладу и отдых в тени у родника. Этот мираж – слава, которая должна облегчить муки человека, но она сама является продуктом его воображения. Да, слава способна помочь, но она рождена благодаря фантазиям и воображению. Она не более реальна, чем тот самый мираж.

Чем больше образ, созданный воображением, отдаляется от реальности, тем более пагубными и травмирующими могут стать действия человека, увлекшегося им в погоне за успехом.

Кроме рассмотренных нами главных характеристик, у поиска славы есть три главных атрибута.

  • Невротические амбиции, выражающиеся в стремлении к внешнему успеху. Этот успех зависит от импульсов маски ложного «Я». Человек преследует высокие цели для обретения той самой славы.
  • Потребность в совершенстве, направленная на превращение себя в идеальную личность. Импульсы настоящего «Я» ослабевают и подавляются. Все мысли человека могут быть поглощены этим идеализированным образом, заставляя формировать свою личность в перфекционизме.
  • Мстительный триумф, связанный со стремлением к развитию и успеху, но его настоящая цель в другом. Человеку становится важно, чтобы все были посрамлены, ошарашены, полностью побеждены и раздавлены.

Идея славы и совершенства говорит о том, что все остальные должны быть меньше тебя. Мстительный триумф приводит к желанию победить всех, проводя аналогии с концепцией, рассмотренной нами чуть выше. Идеализированное «Я» существует с далеких времен, порожденное самой природой и извечной конкуренцией в любом живом обществе. Это подтверждает факт связи развития неврозов с концепцией природы славы.

 

Тирания «должен»

На первый взгляд в слове «должен» нет ничего коварного и опасного. Но на самом деле импульс, лежащий в основе неврозов, проявляется как раз в виде долженствования.

Применяя предложения и утверждения со словом «должен», люди попадают в ловушку. Она состоит в потребности быть кем-то, но не собой. Человек может искренне верить, что должен стать лучше, стать другим, забывая о прочих, не менее важных аспектах для психического здоровья и физического состояния. Для этого «превращения в лучшую версию себя» необходимо много ресурсов и сил, и для инвестиций в истинное «Я» у человека может ничего не остаться. В усердном выполнении своих обязанностей люди могут быть очень жесткими и беспощадными к самим себе, что для настоящего «Я» крайне губительно.

Данная тирания хорошо наблюдается при оценивании баланса между работой и личной жизнью. Люди могут думать, что в работе необходимо выкладываться по максимуму и быть лучшими в своём деле. В это же время они должны выбирать семью, как первостепенную вещь в жизни. И чем больше таких мыслей, тем больше неудовлетворенности по поводу того, кем они являются на самом деле. Здесь легко можно увидеть, как долженствование способствует развитию ложного «Я», отрицая при этом настоящее «Я» .

Такое отрицание истинного «Я» приводит людей к глубочайшим неврозам. Человек в такой ситуации теряет связь не только с самим собой, но и с реальной жизнью. Но всё можно исправить, если человек найдет в себе силы остановиться и решит снять с себя это огромное внутреннее напряжение.

Добавить комментарий

Заказать звонок
+
Жду звонка!